Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Развитие волейбола на современном этапе характеризуется значительным увеличением специализации игровых действий. Условное разделение игроков по функциям уже давно превратилось в важнейшую модель игровой деятельности. Такая закономерность обусловлена различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Следовательно, при оценке уровня мастерства спортсмена на первый план выходит его преобладающая способность, определяющая игровую функцию. При определении узкой специализации необходимо исходить не из ограничений игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования его преимущественных способностей в интересах команды.
В конце 90-х годов, в результате многочисленных соревнований различного уровня, в правила волейбола было внесено несколько существенных изменений. Появление в игре спортсмена, который освобожден от игровых действий у сетки. Его прямая обязанность - увеличить время отрисовки игрового эпизода, повысить зрелищность игры за счет демонстрации высокой скорости, координации, акробатической подготовки.
Запрет на переход игры на линию нападения немедленно отменяет выполнение таких технических элементов, как: атакующий удар из зоны атаки, блокировка и подача. Атака из зоны защиты на мяч, расположенный выше верхнего края сетки, запрещена отдельным пунктом правил. Его роль также сужается как игрока, отдающего пасы на атакующие действия партнеров. Верхняя передача для атаки своего игрока возможна для него только из зоны защиты.
Формально либеро - это тот, кто отвечает за оборонительные действия команды, за которыми следуют передачи и атаки. Игрок этой роли - оплот защиты команды, и у него также есть негласная обязанность быть заводилой, игроком, который может начать, подбодрить команду.
Либеро - это игрок с быстрой реакцией, умением быстро двигаться, получать мяч в падении обеими руками, а также умением наносить мощные атакующие удары. Это игрок с хорошей способностью читать игру, прогнозировать развитие атаки противника и направление атакующего удара.
Гипотеза: комплекс специально подобранных упражнений для волейболистов в возрасте 16 лет с учетом игровой роли позволит повысить ведущие показатели физической подготовленности конкретных игроков, тем самым повышая эффективность тренировочной и соревновательной деятельности и добиваясь лучших результатов в будущем.
Объект исследования: средства и методы физической подготовки волейболисток 16 лет с учетом игрового амплуа.
Предмет исследования: физическая подготовка волейболисток.
Цель - проанализировать методику обучения Либеро в волейболе посредствам подвижных игр учащихся 10-11 классов.
Задачи работы:
-рассмотреть роль игрока либеро в волейболе;
-изучить подготовку игрока либеро;
-провести исследование обучения Либеро в волейболе посредствам подвижных игр учащихся 10-11 классов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ и оценка параметров соревновательной деятельности; волейболистов - либеро; педагогическое наблюдение; математическая статистика.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Айрапетянц, Л. Р. Динамика соревновательных и тренировочных нагрузок высококвалифицированных волейболистов в годичном цикле подготовки. -М.: Глобол, 2018.-24 с.
2.Беляев, А. В. Анализ технических действий волейболистов в защите и нападении. - М.: Наука, 2021. - 18 с.
3.Бриль, М. С. Использование модельных характеристик волейболистов высшей квалификации в процессе отбора в спортивные школы. - М.: Крокус, 2018 - 58 с.
4.Губа В.Н., Булыкина Л.В., Пустошило П.В. Волейбол. Основы подготовки, тренировки, судейства – М.: Спорт, 2019. – 192 с.
5.Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров, - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 192 с.
6.Ильин Е.А. Волейбол. Теория и практика. Учеб – М.: Спорт, 2019. – 456 с.
7.Иорданская Ф.А. Подготовленность волейболистов. Диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов – М.: Спорт, 2017. – 176 с.
8.Карьягдыев, К. С. Характеристика особенностей телосложения высококвалифицированных волейболистов // Морфофункциональные особенности спортсменов. -2020. - №6 - С. 85-90.
9.Клещев, Ю. Н. Проблема подготовки команд высших разрядов по волейболу в годичном цикле // Современные технологии оптимизации тренировочного процесса спортсменов - 2019. - №1 - С. .18-19.
10.Клещев, Ю. Н. Волейбол (школа тренера) - М.: Крокус, 2017 - 400 с.
11.Козырева, Г. М. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. – М.: Малаховка, 2017 - 13 с.
12.Крапчина, М. В. Правила игры в волейбол в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - Пенза, 2020.- 23 с.
13.Кузин, В. В. Волейбол. Начальный этап обучения. - М.: Физкультура и спорт, 2018. – 197 с.
14.Литвиненко А.Ю. Методика обучения игре в волейбол. - М.: Человек, Олимпия, 2018. - 55 с.
15.Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Пособие для учителей и методистов. ФГОС – М.: Просвещение, 2019. – 77 с.
16.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: ACT: Астрель, 2020. - 863 с.
17.Платонов В.Н. Моя профессия - игра. Книга тренера.- СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2017. - 280 с.
18.Поповский, В. М. Прогностичность некоторых морфологических и скоростно-силовых показателей при отборе юных волейболистов - СПб.6 Питер, 2020- 19 с.
19.Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. - М.: Наука, 2017.-384 с.
20.Савин, М. В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации: автореф. - М., 2020. - 29 с.
21.СайфулинС.Г. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: Дис. - М., 2019. - 172 с.
22.Суханов, А. В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. - М., 2017. - 23 с.
23.Свиридов В.Л. Волейбол. Энциклопедия – СПб: Человек, 2016. 592 с.
24.Фомин Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов – М.: Спорт, 2019. – 192 с.
25.Ханко, Е. В. Совершенствование мастерства волейболистов. - Киев, 2020. - 61 с.
26.ШулятьевВ.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки квалифицированных волейболистов. - Омск, 2017.- 323 с.